О ВРЕМЕНИ В КНИГЕ «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ В Р Е М Е Н И»

Атабек Амангалиев

Как много образных выражений связано с течением времени. Время то «бежит», то «пустилось вскачь», то «тянется», то «остановилось». Где только не применяют понятие времени: времена года, время суток, время отпуска, час пик, наше время, времена и пр. пр. пр. Измерение времени – неотъемлемый атрибут любой науки, а наручные часы – имидж бизнесмена, составляющая точности, предмет гордости… И тем не менее, являясь самым употребимым, самым распространённым понятием, понятие Времени более всего окутано тайной и мистикой, менее всего изучено, и, более того, отсутствует даже сущностное определение времени.
Темп течения времени зависит от настроения, эмоционального состояния человека, особенно во время болезни или в экстремальной ситуации. Так, многие из тех, кто пережил опасность, свидетельствуют, что в критический момент время для них практически останавливалось… Замедленная кинофотосъёмка появилась гораздо позже многочисленных свидетельств очевидцев эффекта «стоп кадра» или замедления.
Время убыстряет свой бег с возрастом: вначале идёт, потом бежит, затем летит – по мере того, как мы становимся старше. Для 80-летнего время бежит вдвое быстрее, чем для 70-летнего, а в 70 лет – вдвое быстрее, чем в тридцать пять. У 5-летнего год проживается в 10 раз дольше, чем у 50 –летнего человека.
Психологический возраст очень часто не совпадает с календарным возрастом. На основании личного уравнения наблюдателя рассчитано, что действительное отличие возраста двух людей, при одинаковых календарных 100 годах, составляет 20 лет, т.е. одному на самом деле 90 лет, а другому уже 110.
Много шума вызывают целый ряд сбывшихся и сбывающихся прогнозов, предсказаний, предвидений будущего: Нострадамус, Мошков, Ванга и мн. Др. С незапамятных времен, ещё Имхотепа, живёт и здравствует Астрология, предсказания на основе расположения планет, звёзд и пр. Гиппократ считал изучение Астрологии обязательным для своих учеников… Механизм ясновидения, предвидения предполагает получение информации из будущего.
Поражает способность к предчувствиям грядущих событий у представителей животного и растительного царства / собаки, кошки, змеи, пищухи, березы и пр. пр./.
Существуют многочисленные свидетельства мгновенных перемещений из одного места в другое. Существуют факты перемещений из прошлого в наше время, из прошлого в будущее на 7, 100, 200 лет в разных странах и в разные времена.
Или пример с колоссально выросшей скоростью обмена информацией через Интернет, что соответствует возросшему темпу течения времени нашей цивилизации, ходу планетарного времени…
Экономию времени К. Маркс называл «первым экономическим законом на основе коллективного производства». Такие понятия как «оптимизация» и «эффективность» всегда в поле зрения экономистов, да и не только у них.
Существует множество других фактов, которые никак не укладываются в имеющиеся представления о времени. Общепринятые представления о времени представлены больше на интуитивном уровне и в основном эти представления не более чем представления о длительности, последовательности событий. Эти представления вытекают, опираются и являются прямым следствием существующего понятия «Абсолютного времени».
По определению: «Абсолютное время» – это непрерывно изменяющаяся величина, изменяющаяся от прошлого к будущему, однородная, одинаковая во всех точках пространства. Однако, «Абсолютное время» – это аксиома, постулат. Эта аксиома ниоткуда не вытекает, ни чем не подтверждена, она закрепляет первобытное представление о времени как об Абсолюте, как о чём -то Вечном и неизменном, как об Идеале. Скорее всего это представление о времени было инициировано Ньютоном, который считал «истинным» только то Время, которое применялось в науке. Понятие времени, которое употреблялось вне науки, Ньютон называл «бытовым».
Общепринятые, бытующие, доминирующие представления о времени – это представления о несуществующем Абсолюте, Идеале, которое ни от чего не зависят, существуют сами в себе и обладают только одним качеством «длительностью». Это Миф, сказка, которую принимают за реальность, приписывают действительности.
Первоначальное деление Целого на «пространство» и «время», было явно не в пользу «времени». До сих пор изучалось только и исключительно «пространство». Пространство рассматривалось с самых различных сторон: математики, физики, химии, биологии, социологии, психологии и т.д. и т.п. Другими словами, «пространство» изучалось в преломлении каждой конкретной науки. Представление о реальном пространстве отсутствует. Реальное пространство требует синтеза, уже накопленных в различных науках, знаний. По большому счёту, до этого преобладал, доминировал метод Анализа (преломления, деления, дробления, расчленения, и пр.) Этот метод в итоге привёл к Пределу (пределу различения, пределу видения, пределу дробления и пр.). Следующий шаг познания – Синтез (поиск консенсуса, общего в разном, объединяющего в противоречивом, плюрализма мнений, теорий и т.д. и т.п.).
Науки начинают претендовать на своё специфичное время. В специальных исследованиях всё более настойчиво выдвигаются предположения о существовании специфичных времён (времени молекулярных, биохимических, физиологических, биологических, социальных, геологических, психологических, перцептивных и иных процессов).
Некоторые специалисты считают,что основные трудности на пути междисциплинарного, полинаучного изучения пространства и времени заключаются «в философском синтезе тех представлений о времени и пространстве, которые развиваются в различных областях культуры».
В рамках наличных наук этот синтез невозможен, так как это не входит в предмет рассмотрения. Философы оперируют существующими, уже сложившимися представлениями, - они не могут выйти за рамки, традиционных, существующих в науках представлений. Следовательно, необходимо создание специфичных наук. Например, Тотологии – науки, которая бы изучала время объёмных пространственных процессов. Однако, для того, чтобы инициировать процесс Синтеза, этого недостаточно. Необходимо включить человека в рассмотрение. Так отсутствие связи между психологией и физикой уже воспринимается как пробел научного познания. Нынешнее положение, когда Знание объективизируется, а человек элиминируется (исключается) из рассмотрения, делает процесс Синтеза невозможным. Дело в том, что синтез не может быть простой суммой всех знаний. Для синтеза необходима позиция, т. отсчёта, угол зрения, под которым нужно проводить поиск, искать общее, синтезировать. В виду того, что знание получено человеком, нужно человеку, применяется человеком, - необходимо его (человека) сделать центром, т. отсчёта, т. зрения. Ведь, именно в человеке отображаются практически все, уже изученные, процессы.
Кстати, именно время и позволяет включить человека в рассмотрение. Время – это не просто физическая величина, но и актуальное пространство человеческого бытия. Время – это не безликая величина, а то к чему устремлён определённый, насущный человеческий интерес. Всё, что, так или иначе, влияет на ход времени, влияет на темп жизни человека, на качество и длительность его жизни.
Специфические пространство и время – это особенности самого Познания, когда Целое преломлялось через призмы конкретных наук. Понятно, что при этом у определенного пространства и вполне определённое, специфичное время. «Пространство» и «время» неотъемлемые и составные части Целого. Поэтому не все свойства присуще только «пространству», - «время» обладает вполне определёнными свойствами. Наука преломляет Целое под определённым, характерным для этой науки, углом зрения. Например, химия изучает химические процессы, биология – биологические процессы и т.д. Пространство, - отражает специфику конкретной науки. Например, химическое пространство, геологическое пространство и т.д. В рамках каждой науки пространство изменяется специфично, отлично от других, поэтому специфично и употребляемое время.
Как показывает исследование: календарь возник как необходимость в прогнозе времён года; измерители времени иллюстрируют отсутствие в природе абсолютно стабильных процессов; из понятия Астрономического времени следует, что: каждой точке пространства соответствует своё, строго определенное время; время зависит от процессов формирования Земли (плавания материков, увеличения радиуса Земли); время зависит от орбиты Земли, наклонения эклиптики к экватору, от отклонений в движении Земли по орбите, изменений в наклоне земной оси; время зависит от перемещений оси вращения Земли, движения полюсов; на время оказывает влияние перераспределение масс около, на поверхности и внутри Земли, в том числе приход метеоритного вещества и деятельность человека; на время влияет Луна, Солнце, нерегулярности движения планет; не только у каждой точки пространства своё время, - у каждого элемента своё неповторимое течение времени; каждый человек отмечает время по своему, - у каждого человека свой неповторимый темп течения времени; изменения темпа жизнедеятельности организма человека отображаются в сознании с точностью наоборот; время организмов связано с изменениями векторной направленности геомагнитного поля; на время организмов влияют э/магнитные процессы, физические поля и т.д.; природный ритм, темп жизни человека отображён в темпераменте; на время человека влияет климат, геологические условия среды, природные условия; в классической теории Ньютона время связано с движением сложнее, чем в теории относительности Эйнштейна; направление времени обуславливается направлением вращений Земли; время зависит от смены магнитных полюсов Земли, Солнца и пр.; направление от прошлого к будущему не единственно, - возможны иные направления, для которых ещё не разработан понятийный аппарат; время многомерно, например, для трехмерного пространства – время трёхмерно…
Время – это понятие, которое введено человеком для регистрации изменений вне- и внутри него, как самое общее, характерное, присущее всем, отображаемым человеком, процессам.
Понятно, что для изучения времени необходимо привлечь внимание к этому вопросу. На первом этапе инициировать дальнейшие исследования, создать науку, которая бы изучала вопросы, связанные со временем. В рамках этой науки должны присутствовать разделы, посвящённые уже существующим наукам. Затем произвести синтез наличных представлений…
В этой связи, издание книги «Энциклопедия времени» это первый реальный шаг на пути изучения времени…


В начало

«Мы унаследовали от наших предков острое стремление к объединённому, всеохватывающему знанию. Мы ясно чувствуем, что только теперь начинаем приобретать надёжный материал для того, чтобы объединить в одно целое всё, что нам известно; но с другой стороны, становится почти невозможным для одного ума полностью овладеть более чем какой-либо одной небольшой специальной частью науки. Я не вижу выхода из этого положения (чтобы при этом наша основная цель не оказалась потерянной навсегда), если некоторые из нас не рискнут взяться за синтез фактов и теорий, хотя бы наше знание в некоторых из этих областей было неполным и полученным из вторых рук, и хотя бы мы не подвергались опастности показаться невеждами.»
Эрвин Шрёдингер

Rambler's Top100
© 2005 IATP Web-group Казахстан. Все права защищены. Атабек Амангалиев: atabek99@yandex.ru

Hosted by uCoz